Электронный полис осаго законодательство

Закон об электронном ОСАГО


Бесплатная юридическая консультация:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу ОСАГО через Интернет в виде электронного документа:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

Оглавление:

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителеинформации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое «электронный документ» (электронный полис) и какова процедура его оформления:


Бесплатная юридическая консультация:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается «комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом»; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. Подробнее про электронную подпись для электронного полиса) физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон «Об электронной подписи»).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети «Интернет» для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.


Бесплатная юридическая консультация:

Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», направляется страхователю.

При получении от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик — внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента наступления одного из событий, предусмотренных настоящим абзацем, а в случае, если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии — не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений, направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов, страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих «прилагающихся» документов, их я буду публиковать по мере появления информации.


Бесплатная юридическая консультация:

Добавлено. 5 июня официально опубликовано постановление Правительства №567 от 2 июня 2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567». Этот документ приводит в соответствие с новым законом об ОСАГО процедуру обмена информацией между ведомствами. А именно — разрешает МВД доступ к базе АИС ОСАГО для проверки «электронных полисов» ОСАГО на дорогах, а также даёт право доступа к единой базе полисов налоговикам, Минсельхозу, Минобороны и таможенникам. Помимо этого ничего интересного в постановлении нет, но приведу его полный текст (по Российсой Газете) под «катом».

Источник: http://librax.ru/tekst-zakona/

ГИБДД и электронное ОСАГО

Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.


Бесплатная юридическая консультация:

К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

Е-полис: иметь или не иметь?

Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Нормы есть, но есть пробел

Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо́льшим доверием у страхователей.

Источник: http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_gibdd_i_elektronnoe_osago

Обязательный порядок выдачи электронных полисов ОСАГО и другие нововведения, вступающие в силу с 1 января 2017 года

4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.


Бесплатная юридическая консультация:

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214). С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии. При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Бесплатная юридическая консультация:

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей. «Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, в каком порядке и в течение какого периода страхователи могут отказаться от навязанных им дополнительных страховых услуг, читайте в материале «Период охлаждения» в сфере добровольного страхования – что это такое и зачем его cобираются вводить».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования. Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД. К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.


Бесплатная юридическая консультация:

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов. Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс. Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников. С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов. «Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев. Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы. Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»


Бесплатная юридическая консультация:

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд. Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки». Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Источник: http://www.garant.ru/article/797374/


Бесплатная юридическая консультация:

Текст закона об электронном ОСАГО

Предлагаю вашему вниманию цитаты из Федарального Закона №40-ФЗ “Об ОСАГО” с учетом правок, которые внесены законопроектом №o. Я буду цитировать только те части закона, которые касаются электронного полиса ОСАГО и процесса покупки страховки через Интернет. Все поправки, касающиеся ОСАГО онлайн, начнут действовать с 1 июля 2015 года. Итак:

Пункт 1.1. дополнен вторым абзацем, который разрешает продажу ОСАГО через Интернет в виде электронного документа:

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами

В ГИБДД и прочих регистрирущих органах достаточно будет показать распечатку страховки из Интернета (п 1.3.):

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа.


Бесплатная юридическая консультация:

Новый пункт 1.11 подробно описывает, что такое “электронный документ” (электронный полис) и какова процедура его оформления:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя (комментарий автора: под простой электронной подписью понимается “комбинация из логина и пароля которая подтверждает, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом”; на практике применяется регистрация на сайте страховой компании и получение логина-пароля. Подробнее про электронную подпись для электронного полиса) физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).

Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.


Бесплатная юридическая консультация:

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

При получении от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик – внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента наступления одного из событий, предусмотренных настоящим абзацем, а в случае, если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии – не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений, направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае, если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, об учете страховщиком измененных сведений.

В случае, если сведения , об изменении которых заявляет страхователь, не соответствуют сведениям, отраженным в информационных системах и (или) базах данных соответствующих государственных органов , страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с даты получения им заявления об изменении сведений, направляет страхователю уведомление о невозможности переоформления полиса обязательного страхования в электронном виде.


Бесплатная юридическая консультация:

Вот собственно и всё! Вот эти три пункта закона так кардинально должны поменять (надеюсь, упростить!) жизнь простого автолюбителя. Более подробно все тонкие вопросы описаны в подзаконных актах и прочих “прилагающихся” документов, их я буду публиковать по мере появления информации.

Добавлено. 5 июня официально опубликовано постановление Правительства №567 от 2 июня 2015 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567”. Этот документ приводит в соответствие с новым законом об ОСАГО процедуру обмена информацией между ведомствами. А именно – разрешает МВД доступ к базе АИС ОСАГО для проверки “электронных полисов” ОСАГО на дорогах, а также даёт право доступа к единой базе полисов налоговикам, Минсельхозу, Минобороны и таможенникам. Помимо этого ничего интересного в постановлении нет, но приведу его полный текст (по Российсой Газете) под “катом”.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567 “Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Председатель Правительства Российской Федерации

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба осуществляют по запросу некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” – оператора автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предоставление информации для включения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автоматизированная информационная система) путем подключения к указанной системе.

Указанные федеральные органы исполнительной власти вправе получать информацию из автоматизированной информационной системы, в том числе по запросам.


Бесплатная юридическая консультация:

Установить, что организациями, подключаемыми к автоматизированной информационной системе, осуществляющими предоставление информации для включения в указанную систему, являются некоммерческая организация “Российский Союз Автостраховщиков” – оператор автоматизированной информационной системы и ее члены.

Информационное взаимодействие между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы осуществляется на основании соглашения об информационном обмене между Центральным банком Российской Федерации и оператором автоматизированной информационной системы.”.

2. В пункте 2[1] слова “автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” заменить словами “автоматизированной информационной системы”.

3. Дополнить пунктами 2[2] и 2[3] следующего содержания:

“2[2]. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пунктах 2 и 4 настоящего постановления, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.


Бесплатная юридическая консультация:

Доступ уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, их государственных информационных систем и организаций, указанных в пункте 2 настоящего постановления, к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе, в том числе к персональным данным, подлежащим предоставлению в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”.

2[3]. Защита персональных данных при их обработке в автоматизированной информационной системе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.”.

4. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Федеральная миграционная служба с 1 июля 2017 г. на основании запросов некоммерческой организации “Российский Союз Автостраховщиков” подтверждает сведения о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания (указанное подтверждение осуществляется в форме “да, нет”).”.

5. В перечне информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями, утвержденном указанным постановлением:


Бесплатная юридическая консультация:

в наименовании слова “Российский союз автостраховщиков” заменить словами “Российский Союз Автостраховщиков”;

подпункт “г” пункта 1 изложить в следующей редакции:

“г) сведения о лицензии, выданной страховщику:

дата выдачи (возобновления действия);

дата аннулирования (ограничения срока действия лицензии или приостановления действия лицензии, отзыва лицензии);”;

пункт 3 изложить в следующей редакции:


Бесплатная юридическая консультация:

“3. Информация о страхователях:

а) для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;

б) для юридических лиц – наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).”;

пункт 4 после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии), номер водительского удостоверения”;

пункт 5 изложить в следующей редакции:


Бесплатная юридическая консультация:

“5. Информация о страховых случаях (при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции):

а) дата страхового случая, время, место;

б) количество потерпевших в связи с нанесением ущерба имуществу (при наличии);

в) поврежденные транспортные средства:

государственный регистрационный знак (при наличии);

идентификационный номер (VIN, при наличии) или заводской номер машины (рамы);

г) количество страховых случаев, документы о которых оформлены без участия сотрудников полиции.”;

подпункт “г” пункта 7 изложить в следующей редакции:

“г) идентификационный номер (VIN, при наличии), номер шасси, рамы (при наличии), номер кузова, прицепа (при наличии).”;

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

“1. Информация о зарегистрированных транспортных средствах и прицепах к ним:

а) тип транспортного средства;

б) государственный регистрационный знак (при наличии);

в) паспорт транспортного средства:

е) идентификационный номер (VIN, при наличии);

ж) категория (А, В, BE, С, СЕ, D, DE, Tb, Тm, прицеп);

и) номер шасси, рамы (при наличии);

к) номер кузова, прицепа (при наличии);

л) мощность двигателя (для легковых автомобилей):

м) разрешенная максимальная масса (для грузовых автомобилей);

н) масса без нагрузки (для грузовых автомобилей);

о) номер диагностической карты, дата окончания ее действия;

п) дата прохождения технического осмотра.

2. Информация о владельцах транспортных средств и прицепов к ним:

а) для физических лиц:

отчество (при наличии);

место рождения (при наличии);

паспорт (серия, номер, дата и место выдачи);

б) для юридических лиц:

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при наличии).”;

абзац второй после слов “отчество” дополнить словами “(при наличии)”;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

“дата и место рождения (для совершившего административное правонарушение);

серия, номер водительского удостоверения (если участником дорожно-транспортного происшествия является водитель транспортного средства);”;

абзац шестой исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

“места наибольшего повреждения транспортного средства;”;

подпункт “д” исключить;

подпункты “е” – “и” изложить в следующей редакции:

“е) фамилия, имя, отчество (при наличии) потерпевших (для каждого), категория потерпевшего (водитель транспортного средства, пассажир транспортного средства, пешеход, иная категория) и степень причинения вреда (при наличии);

ж) нарушенный пункт Правил дорожного движения Российской Федерации (для совершившего нарушение, при наличии);

з) часть, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность (для совершившего нарушение, при наличии);

и) постановление по делу об административном правонарушении (либо протокол об административном правонарушении) или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (при наличии):

серия (при наличии);

дополнить подпунктами “к” и “л” следующего содержания:

“к) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения: да, нет (при наличии);

л) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: да, нет (при наличии).”;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Информация о выданных водительских удостоверениях:

а) серия, номер, дата выдачи;

б) категории, подкатегории транспортных средств;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии);

г) дата рождения;

д) дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории (при наличии).”;

в) дополнить разделом VII следующего содержания:

“VII. Информация о юридическом лице, предоставляемая оператору автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федеральной налоговой службой из Единого государственного реестра юридических лиц

Информация о юридическом лице:

а) полное и сокращенное наименование;

б) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

в) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

г) адрес (место нахождения);

д) серия и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (при наличии).”

Источник: http://osagoonline.info/text-zakona/

Электронный полис ОСАГО в 2017 году: что важно знать всем?

Не так давно вступил в силу ФЗ №214 от 23. 06. 2016 года, который возвестил о том, что электронный полис осаго с 1 января 2017 становится обязательным. Причём не для страхователей, а именно для страховщиков, которые должны обеспечить всё необходимое для заключения договора страхования гражданской автоответственности электронным способом. Естественно, новый закон вызывает у многих автолюбителей массу вопросов, на которые мы и ответим максимально подробно.Что такое электронный полис?

Правительство давно задумалось над возможностью дистанционного оформления ОСАГО. Уже в 2015 году некоторые страховые компании предлагали своим клиентам подобную услугу. Правда, делалось это чаще всего немного иначе, чем требует закон об осаго сейчас. Можно было составить заявку на сайте страховщика, который позже присылал бланк по почте.

Наконец, 10 июня 2016 года Госдума одобрила законопроект, согласно которому любая организация, занимающаяся страховой деятельностью в сфере автострахования, обязана оформлять полиса осаго с 2017 года и в режиме онлайн. Для этого на её официальном сайте должна быть предоставлена подобная услуга, которая напоминает покупку товара в любом интернет-магазине. Только вместо приобретения готовой продукции гражданин получает полис обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения.

Возможность оформления е-ОСАГО связана в первую очередь с появлением общей базы АИС РСА, которая содержит данные о:

  • Всех водителях;
  • Коэффициентах бонус-малус;
  • Всех транспортных средствах;
  • Зафиксированных ДТП и выплатах;
  • Заключённых страховых полисах.

Пользоваться ею имеют право страховщики, ГИБДД, аккредитованные пункты ТО, Налоговая служба и пр. Наличие такой базы и позволило появиться электронному оформлению ОСАГО, которое даёт возможность не выходя из дома посредством интернета, специального сервиса на сайте страховой компании и банковской карты застраховать свою ответственность на случай ДТП.

Безусловно, это удобно. Помимо этого приобретение страховки через интернет занимает совсем немного времени, освобождая автовладельца от поездки к страховщику, ожидания в очереди и пр. Ещё одно преимущество – никто не навязывает доп. услуги, которые зачастую не просто предлагаются, а без разрешения клиента включаются в договор страхования, увеличивая стоимость полиса.

Что предъявлять сотруднику ГИДДД?

Многих водителей справедливо интересует вопрос о том, как быть в ситуации, когда вас останавливает инспектор ГИБДД, например, для проверки документов (в том числе, страховки)? Как можно доказать ему, что вы приобретали электронный полис «автогражданки»? На самом деле всё просто.

При покупке страховки через интернет вам на почту приходит бланк электронного полиса. Лучше всего его распечатать либо поместить на цифровой носитель, чтобы было проще возить с собой вместе с другими обязательными документами. Естественно, на таком бланке е-ОСАГО не будет различных защитных знаков и металлизированной полосы. Но сотрудник ГИБДД сможет легко проверить его подлинность – для этого ему достаточно обратиться к базе РСА или использовать специальный сервис ИМТС МВД России.

Как и бумажная версия, онлайн полис ОСАГО имеет точно такую же силу. Однако можно и заменить электронный документ, подтверждающий договор страхования, на бланк строгой отчётности. Для этого нужно будет обратиться в свою страховую компанию, где его вам могут выдать бесплатно либо связаться со страховщиком по телефону, чтобы полис отправили вам почтой. В таком случае придётся самостоятельно оплатить услуги по его доставке.

Оформляем ОСАГО в режиме онлайн

Для приобретения электронного варианта полиса Вам понадобится:

  • ПК, ноутбук, планшет, смартфон и пр.
  • Доступ в интернет
  • ПТС
  • Водительское удостоверение
  • Диагностическая карта (не утратившая срок действия)
  • Паспорт
  • Предыдущий полис

После чего необходимо выбрать страховую компанию и зайти на её сайт. Теперь регистрируемся в личном кабинете (потребуется указать электронную почту и номер мобильного телефона). После чего будет доступна услуга получения электронного полиса ОСАГО. Правда, потребуется заполнить различные поля с указанием следующей информации:

  • ФИО
  • Дата рождения
  • Сведения о ТС (категория, мощность, VIN, номер шасси и пр.)
  • Период использования ТС
  • Паспортные данные
  • Номер водительского удостоверения и диагностической карты
  • Сведения о водителях, которые сядут за руль ТС
  • Дата получения водительских прав и мн. др.

Если нужно всего лишь продлить полис, то достаточно вписать номер действующего (или истекшего) договора без указания всех перечисленных пунктов. Следующий шаг – система проверит всю указанную вами информацию и сравнит её с данными базы РСА. В результате чего сформируется счёт на оплату. Осуществляем платёж посредством банковской карты. Как только пройдёт оплата, программа предложит два варианта:

  • скачать электронный полис
  • выслать его на почтовый ящик

Выбирайте любой удобный способ. Ведь из личного кабинета всегда можно будет повторить как одну, так и другую операцию. Некоторые страховщики также вместе с полисом отправляют на почту или предлагают скачать копию квитанции, подтверждающую оплату, памятку клиента-страхователя, список представительств страховщика и даже ссылку для проверки подлинности документа.

Нюансы использования электронных полисов ОСАГО

Помните, что электронные полисы осаго, начиная с 2017 года можно получать лишь тем водителям, которые уже страховались ранее. Ведь сведения о них должны быть обязательно в базе РСА. Если человек впервые страхует свою автогражданскую ответственность, то ему придётся обратиться непосредственно в филиал страховой компании. Также неудобства затронут владельцев новых авто. Приобретение е-ОСАГО для них недоступно, поэтому придётся страховаться «в живую».

По всей видимости, возникнут проблемы и у тех водителей, которые захотят оформить ДТП по европротоколу. Ведь без участия сотрудников ГИБДД сложно проверить, действительно ли у всех участников имеется страховка. Поэтому даже при небольшом ДТП, в котором очевиден виновник, а повреждения минимальны (ущерб до 50 тысяч руб.), лучший вариант – дожидаться инспекторов ДПС.

Сложности с использованием электронных бланков ОСАГО связаны и с тем, что в процессе оформления можно допустить ошибку. Элементарный человеческий фактор. В итоге простая опечатка может легко стать причиной отказа или задержек в страховой выплате. Поэтому рекомендуем всем водителям, приобретающим страховку онлайн, максимально внимательно заполнять все поля, касающиеся данных о ТС, страхователе, собственнике авто, водителях, допущенных к управлению и мн. др.

Источник: http://www.auto-2017.ru/reviews/elektronnyj-polis-osago-2017.html

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Указанные изменения устанавливают новые правила покупки ОСАГО в электронном виде и являются довольно важными. Поэтому я рекомендую всем водителям дочитать эту статью до конца.

Ниже Вы узнаете, почему нельзя ни в коем случае предоставлять неверные сведения при покупке ОСАГО в электронном виде. Приступим.

Возможность покупки ОСАГО в электронном виде введена в России начиная с 1 июля 2015 года. Тысячи водителей уже купили ОСАГО в электронном виде и оценили удобство данной услуги.

Однако за прошедший год были выявлены несколько проблем, с которыми сталкиваются водители:

  • Сайты страховых компаний, продающих ОСАГО, довольно часто не работают. Поэтому купить эОСАГО невозможно.
  • Водитель, который купил электронный полис, хочет получить также и страховку на официальном бланке (зеленом). Однако такой вариант законодательством не предусмотрен.

Изменения ФЗ «Об ОСАГО» от 1 января 2017 года позволят решить данные проблемы.

Регрессное требование к водителю при покупке эОСАГО

Первое важное нововведение:

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:. к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

Обратите внимание, при покупке ОСАГО в электронном виде после 1 января 2017 года нужно быть крайне внимательным. Купить полис нужно именно по той цене, которая предусмотрена законодательством. Для расчета стоимости полиса рекомендую воспользоваться независимым калькулятором ОСАГО.

Итак, если стоимость полиса в страховой компании соответствует стоимости, рассчитанной на калькуляторе, то все в порядке.

Однако если страховая предлагает купить полис дешевле, то нужно насторожиться! Дело в том, что если Вы купите полис дешевле из-за ошибки в предоставленных данных, то такой полис фактически будет недействительным.

Если быть более точным, то полис все же будет действовать и Вы сможете предъявлять его сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Штраф за отсутствие ОСАГО он не повлечет.

Однако в случае ДТП, произошедшего по вине водителя, к нему будет предъявлено регрессное требование. Т.е. платить за ремонт пострадавшего транспортного средства придется самому водителю. В случае ДТП полис ОСАГО, купленный дешевле, действовать не будет.

К чему это может привести на практике? Не исключаю, что некоторые страховые компании будут намеренно продавать страховые полисы дешевле, допуская ошибки в коэффициентах. Им это будет выгодно, т.к. деньги за полис они получат, а выплат в любом случае делать не придется.

Так что еще раз призываю Вас быть внимательным при покупке ОСАГО онлайн. Если стоимость полиса оказалась ниже, чем Вы рассчитывали, то не пускайте дело на самотек, а разберитесь в ситуации.

Рассмотрим, что будет в случае ДТП, виновник которого купил электронное ОСАГО по заниженной цене:

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

Итак, в случае ДТП водитель:

1. Оплатит ремонт поврежденного транспортного средства из своего кармана.

2. Заплатит страховщику недостающую часть стоимости страхового полиса.

Так что еще раз подчеркну, что страховщик, продающий полисы дешевле, ничем не рискует.

Ну и, естественно, ни в коем случае не предоставляйте в страховую неправильные данные. Если Вы специально сделаете стоимость полиса ниже, то страховая получит возможность предъявить к Вам регрессное требование.

Получение информации о водителе при заключении эОСАГО

Начиная с 1 января 2017 года у страховых компаний появится новая возможность получения информации о водителях:

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 настоящей статьи, не требуется. Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В 2017 году страховщики получат доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, из которой они смогут извлечь данные, необходимые для заключения полиса ОСАГО.

Получение бумажного полиса ОСАГО при покупке через Интернет

В настоящее время при покупке электронного ОСАГО водитель не может получить полис, напечатанный на официальном зеленом бланке. Однако с 1 января 2017 года такая возможность появится.

По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

По желанию водителя он может либо получить зеленый бланк ОСАГО в офисе страховой компании, либо получить бумажный вариант по почте. При этом отправка полиса по почте оплачивается отдельно. Получение оригинала в офисе страховой бесплатно.

Работа сайтов страховых компаний

Статья 22 Федерального закона «Об ОСАГО» будет дополнена новой частью 1 1 :

1 1 . Страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее — риски нарушения функционирования информационных систем).

Теперь закон прямо указывает на то, что сайты страховщиков должны работать без перерывов.

Кроме того, обновленный закон также требует, чтобы страховщики обеспечивали возможность заключения ОСАГО в электронном виде для всех желающих:

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Так что если Вы хотите заключить ОСАГО в электронном виде, а сделать этого по каким-то причинам не можете (например, нет доступа к сайту страховой), то отправьте в страховую письменной заявление. Проигнорировать заявление о заключении ОСАГО в электронном виде страховая не сможет.

В завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленного Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Грядущие изменения выделены в нем зелеными рамками.

Источник: http://pddmaster.ru/documentsnews/osobennosti-pokupki-osago-cherez-internet-s-1-yanvarya-2017-goda.html